Многое меняется сегодня в наших устоях.
Переиначиваются, пересматриваются законодательные акты, вносятся изменения, новаторство которых, надо признать, не всегда оправдывается. Порой мы стремимся «перепрыгнуть» из одного измерения в другое, но, остыв и трезво оценив прежний опыт, приходим к выводу: опробованная практика была не только привычной, но и результативной, по-настоящему действенной. С административными комиссиями, похоже, случилось именно это.
Административные комиссии работали на территории города Красноярска с 2003 года до октября 2005 года, – поясняет заместитель начальника отдела охраны общественного порядка и взаимодействия с правоохранительными органами департамента общественной безопасности администрации города Владимир Бахмацкий. – Но затем, в силу изменений, внесенных в федеральное и краевое законодательство, им на смену пришла система мировых судей, которые и стали рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные краевым законодательством.
Вопрос о воссоздании административных комиссий в городе Красноярске вновь встал в 2008 году, опять же в силу очередных законодательных изменений. В апреле Законодательное собрание Красноярского края принимает ряд законов, а именно – закон «Об административных комиссиях в Красноярском крае", "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий". Депутатами были также внесены изменения и в краевой закон "Об административных правонарушениях" от 2 октября 2008 года.
Пакет вышеназванных краевых законов и изменений в краевой закон "Об административных правонарушениях" от 2 октября 2008 года был принят Законодательным собранием края 23 апреля 2009 года, – продолжает Владимир Бахмацкий. – Летом они были опубликованы и официально вступили в законную силу. Органами местного самоуправления г. Красноярска в это время параллельно велась работа по подготовке своих муниципальных правовых актов. Результатом стало принятие Красноярским городским Советом депутатов 25 сентября 2009 года решения "Об административных комиссиях в городе Красноярске" № 7-117. С 7 октября, с момента официального опубликования в газете «Городские новости», оно вступило в юридическую силу. Решением Красноярского городского Совета депутатов, во исполнение краевых законов, были утверждены персональные составы восьми административных комиссий: городской и семи районных. А постановлением администрации города № 365 от 1 октября был утвержден Регламент работы административных комиссий в городе Красноярске.
По 30 статьям, предусмотренным краевым законом «Об административных правонарушениях», административные комиссии в городе Красноярске полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Основополагающими, социально значимыми для жизнедеятельности города из них являются: нарушения правил благоустройства, перевозки пассажиров транспортом общественного пользования, правил торговли, градостроительства и архитектуры, правил пользования муниципальной символикой, нарушений в бюджетно-финансовой сфере – нецелевом использовании и несвоевременном возвращении процентов за пользование бюджетными средствами.
Сегодня административные комиссии вплотную приступили к своей непосредственной работе, – констатирует Владимир Бахмацкий. – По инициативе департамента общественной безопасности 30 сентября был проведен общегородской учебно-практический семинар-совещание по вопросам организации и деятельности административных комиссий. На него были приглашены специалисты в этой области: депутат Законодательного собрания края Юрий Абакумов – инициатор и разработчик предложенного пакета законов; судьи Красноярского краевого суда; мировые судьи, помощник прокурора города; руководители УВД по городу Красноярску и, конечно же, все члены восьми административных комиссий. Итоги семинара оказались вполне результативными: как отметили его участники, выработаны единые подходы по решению возможных практических проблем, которые могут возникнут в процессе реализации краевого законодательства.
В составы административных комиссий, как это предусмотрено краевым законодательством, вошли депутаты городского Совета, представители общественности и должностные лица органов местного самоуправления.
В нашей районной комиссии 11 человек, – говорит ответственный секретарь административной комиссии Октябрьского района Геннадий Карпов. – Считаем, что этого все же недостаточно. Мы уже подали свое предложение, и надеемся, что следующая сессия горсовета его утвердит – добавит в состав административной комиссии еще трех человек. За неполный месяц работы к нам поступило 170 протоколов об административных правонарушениях. На первом заседании, состоявшемся 22 октября, рассмотрели 15 материалов – самые первые из полученных. Основные из них: совершение действий, нарушающих тишину и покой, парковка автотранспорта на детских спортивных площадках, загрязнение территории, нарушение правил благоустройства. При таком обилии материалов заседания административной комиссии придется проводить каждую неделю. Особых сложностей при рассмотрении, в общем-то, не возникает: необходимые квалифицированные разъяснения и рекомендации нами получены, все законы и нормативные акты – под рукой. Беспокоит, пожалуй, лишь одно: процедура делопроизводства, соблюдения всех обязательных формальностей. Срок от момента совершения административного правонарушения до вынесения постановления о наказании не должен превышать двух месяцев, и прокуратура держит соблюдение этих сроков на контроле. Поэтому мы отчетливо сознаем: никакие промедления в работе административной комиссии недопустимы.
Среди других предложений, уже успевших оформиться за этот стартовый месяц практической работы, есть и еще одно. Муниципальное должностное лицо, являющееся членом административной комиссии, имеет право не только принимать участие в рассмотрении поступающих материалов, но и оформлять протоколы по поводу отмеченных им правонарушений. Сложность в том, что удостоверить это право член комиссии может, лишь предъявив газету с опубликованным решением горсовета «Об административных комиссиях в Красноярске», где официально указана его фамилия. Очевидно, проще было бы снабдить «комиссаров» официальными удостоверениями? Однако краевое законодательство не содержит соответствующих разрешительных норм.
В январе-феврале 2010 года планируем подытожить результаты деятельности административных комиссий, собравшись на очередном семинаре-совещании, – говорит Владимир Бахмацкий. – Все накопленные предложения будут учтены и возможно вынесены для обсуждения на городском и краевом уровне. Ведь и депутаты городского Совета и Законодательного собрания искренне заинтересованы в том, чтобы краевой закон «Об административных комиссиях в Красноярском крае» был отлажен и работал, как часы. Этим мы сегодня и заняты, применяя и обкатывая его на практике.