22.04.2016
Красноярским родителям первоклассников предстоит выбрать программу обучения для своих детей.
В настоящее время существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Они отличаются самой учебной программой, степенью загруженности ребёнка, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам. Всего насчитывается более 10 программ обучения в начальной школе, однако можно выделить наиболее популярные, которых придерживаются подавляющее число общеобразовательных учреждений. Все они ориентированы на единый образовательный стандарт, однако у каждой системы свои приоритеты и способы подачи информации.
Руководитель главного управления образования Алексей Лапков: «В начальных классах красноярских школ обучается более 40 тысяч детей. Практически каждый третий ученик учится по учебно-методическому комплексу «Школа России», около 24% детей обучаются по системе «Школа 2100». Примерно по 10% ребятишек учатся по комплексам «Начальная школа XXI века» и «Перспективная начальная школа». По развивающей программе Эльконина-Давыдова обучается около 4% детей. Каждое общеобразовательное учреждение решает самостоятельно, какую программу использовать. Большинство школ берут за основу сразу несколько обучающих систем. Практически повсеместно используется классическая «Школа России». В качестве альтернативного варианта учреждения формируют классы, которые будут учиться по другим учебно-методическим комплексам. По какой программе будет учиться ребенок, образовательное учреждение и родители решают совместно. В рамках проведения традиционных дней открытых дверей учителя рассказывают об особенностях той или иной системы обучения. Психолог может проконсультировать, какая методика из числа реализуемых в школе, подойдёт конкретному ребенку. По итогам общения со специалистами родители могут записать будущего школьника в тот или иной класс при наличии в нём свободных мест. Родители могут заранее ознакомиться с учебниками и представленными в них заданиями. Все материалы находятся в свободном доступе».
Информация о наиболее распространенных программах в начальных классах красноярских школ.
«Школа России» является традиционной программой. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности – чтение, письмо, счёт. В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. В курсе «Математики» представлены занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придаётся сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
«Школа 2100». В рамках обучения по данной программе с помощью разного предметного содержания школьник учится самостоятельно получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. С одной стороны, ученик может освоить необходимый минимум, с другой – по максимуму «взять» необходимые ему знания, удовлетворить личностные запросы и интересы. На каждом уроке школьники учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, делать выводы.
«Начальная школа XXI века». Цель педагога, работающего по данной программе – научить ребёнка учиться. Предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Ребенка учат самостоятельно мыслить, анализировать, выдвигать гипотезы, отстаивать собственную точку зрения. В рамках данной программы школьник становится исследователем. Такая позиция определяет его заинтересованность в обучении. Особое внимание уделяется творческой деятельности детей, которая основана на инициативе и самостоятельности каждого ученика.
«Программа развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Особое внимание уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Система обучения предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения других людей.
Дополнительная информация для СМИ:
Тимашева Евгения,
пресс-секретарь главного управления образования, 241-3-240