Заключение Общественного Совета по результатам НОК 2016 года
По итогам проведения независимой оценки качества предоставления услуг (далее НОК) учреждениями культуры г. Красноярска (согласно утвержденного списка учреждений культуры и графика НОК) Общественный Совет при Главном управлении культуры администрации г. Красноярска констатирует:
Учреждения, в которых прошла НОК:
1. МБУК «ЦБС им Горького» (25 филиалов);
2. МБУК «Красноярский музейно-выставочный центр»;
3. МБУК «Музей художника Б.Я. Ряузова»;
4. МБУК «Музей «Мемориал Победы»;
5. МАУ ГДК «Кировский»;
6. МАУ «Красноярский городской Дворец культуры»;
7. МАУ «Парк флоры и фауны «Роев ручей»;
8. МАУ «Дом кино»
осуществляют культурно-досуговую деятельность на достаточном, соответствующем муниципальным заданиям, количественном и качественном уровнях.
Доступность и комфортность предоставления культурных услуг в каждом учреждении зависит от профиля, размера (величины) учреждения культуры и его финансовых возможностей. В целом каждое учреждение культуры удовлетворяет своих посетителей. Культура обслуживания и компетентность работников проверяемых учреждений признана во всех УК на хорошем уровне.
Востребованность этих услуг населением видна из отчетов учреждений культуры, предоставляемых в установленные сроки в Главное управление культуры, и она достаточно высока.
Рейтинговую таблицу для проверяемых учреждений Общественный Совет не делал, так как, во-первых, слишком разные по профилю предоставления услуг проверялись учреждения: библиотека, музеи, парк, дворцы культуры, кинотеатр. Во-вторых, даже одинаковые по профилю учреждения культуры находятся в неодинаковых условиях. Например, ГорДК на Свободном только после капремонта и технического переоборудования, а ДК «Кировский» - нет.
Среди библиотек, объединенных в ЦБС им. Горького, единственно полной профильной цепочки, лучшими признаны библиотеки им. Н. Добролюбова, А. Серафимовича, А. Черкасова, М. Булгакова.
Подробнее о результатах НОК по каждому учреждению культуры можно узнать из доклада Общественного Совета от 28.11.2016 года.
Рекомендации Общественного Совета
1. Сайт, как один из главных информационных ресурсов для предоставления информации о деятельности учреждения культуры, имеется у всех проверенных учреждений. В зависимости от финансовых возможностей каждого учреждения эти сайты разного формата и наполняемости. Общественный Совет отмечает, что не у всех учреждений на сайте (как того требует законодательство) размещены официальные документы учреждения: устав, режим работы, контактные телефоны руководителей учреждения культуры и учредителя, почтовые и электронные адреса, приказ о платных услугах (с перечнем услуг и ценами на них, план работы на год, на месяц и отчет по предыдущему году и др.), а также доступная навигация, в том числе раздел «Независимая оценка качества предоставления услуг». Кроме того, что это необходимо сделать в кратчайшие сроки, есть предложение руководителям УК размещать на сайте в свободном доступе публичный отчет директора учреждения с информацией об основных приоритетных направлениях деятельности учреждения культуры в предыдущем году и как они выполнялись, с фотоиллюстрациями наиболее крупных и важных событий. Рядовому посетителю такой отчет понятнее и интереснее, чем официальный бухгалтерский отчет о финансово-хозяйственной деятельности УК (такой отчет необходим на государственном сайте).
Необходимо также расширять работу в социальных сетях, подключаться к новым социальным группам (Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Инстаграм, Телеграм), сотрудничать с информационными развлекательными порталами (Проспект Мира, Город Прима, Redom, TagAbout), по возможности иметь виртуальные экскурсии по своему учреждению культуры.
2. Для обеспечения плановой организационной работы по повышению доступности и комфортности предоставляемых услуг для посетителей каждому УК разработать (или внести изменения и дополнения) стратегию развития учреждения до 2021 года. В этом перспективном плане предусмотреть все работы по выполнению методических рекомендаций Министерства культуры РФ по повышению качества предоставляемых услуг, а также требований Федерального закона от 01.12.2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».
3. Практически всем учреждениям культуры, кроме ГорДК, требуется разработка архитектурно-художественной, дизайнерской концепции реконструкции внутреннего и внешнего пространства учреждения, особенно центральных входов (наличие световых вывесок, электронных табло, интересного оформления) в соответствии с требованиями времени и назначением каждого учреждения культуры.
4. Оставляет желать лучшего материально-техническое состояние проверяемых УК. Чтобы проводить культурно-массовые мероприятия, образовательно-просветительские программы на высоком качественном уровне, необходимы современные специализированные технические средства – звукоусилительная, осветительная, мультимедийная техника. Каждое УК (кроме ГорДК и парка флоры и фауны «Роев ручей») испытывают большой дефицит такого оборудования.
Особую тревогу вызывает состояние технологического оборудования в МАУ «Дом кино». Всё кинопроекционное оборудование выработало свой гарантийный ресурс трижды. Отсутствие цифрового оборудования в настоящее время значительно сокращает репертуар фильмов для кинотеатра, а через 2-3 года и вовсе сделает формирование репертура невозможным, так как все фильмы в нашей стране и в других странах будут выпускаться в DCP-формате.
Кинотеатр с более чем столетней историей и находящийся в центре города заслуживает особого внимания Главного управления культуры и администрации города, так как своими силами «Дом кино» с этими задачами не справится, а терять единственный на левом берегу муниципальный кинотеатр недопустимо, иначе зрители, любящие документальное, авторское, фестивальное кино будут лишены этой культурной услуги (коммерческие кинотеатры такую услугу не оказывают).
Более подробный анализ проблем, которые необходимо решать каждому учреждению культуры, изложен в докладе Общественного Совета от 28.11.2016 года.
5. В связи с вышеизложенным главное послание Общественного Совета все-таки обращено к администрации города Красноярска.
На выполнение вышеперечисленных рекомендаций Общественного Совета учреждениям культуры требуются значительные финансовые средства. При наличии защищенной каждым учреждением культуры стратегии нужно изыскивать необходимые ресурсы, как в бюджете города, так и в различных городских, краевых и федеральных программах по обеспечению жизнедеятельности граждан.
Социальное самочувствие горожан при непростых экономических условиях жизни во многом зависит от их социо-досуговых контактов, от наличия таких услуг в учреждениях культуры, которые обеспечивали бы качественное общение, снимали психологическую нагрузку, давали возможность почувствовать заботу о себе, отдохнуть соответственно своим традициям и предпочтениям.
Решение этой государственной задачи – общее дело представителей власти и работников культуры, поэтому и действовать нужно сообща и активно, не перекладывая её друг на друга.