Выявление конфликта интересов в деятельности организации и ее работников является одним из важных способов предупреждения коррупции.
Так под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, 08.11.2013 Министерством труда и социальной политики РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе мер по выявлению и пресечению конфликта интересов.
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности работников организации рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения. При этом следует учитывать требования к содержанию кодексов поведения, закрепленные в рассмотренных выше нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды деятельности.
Положение о конфликте интересов – это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
При разработке положения о конфликте интересов рекомендуется обратить внимание на включение в него следующих аспектов:
- цели и задачи положения о конфликте интересов;
- используемые в положении понятия и определения;
- круг лиц, попадающих под действие положения;
- основные принципы управления конфликтом интересов в организации;
- порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;
- обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;
- определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;
- ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.
Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности.
Обязанность соблюдать положение также может быть закреплена для физических лиц, сотрудничающих с организацией на основе гражданско-правовых договоров. В этом случае соответствующие положения нужно включить в текст таких договоров.
Важным аспектом в деятельности организации в целях предотвращения конфликта интересов может также служить введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников, а также проведение обучающих мероприятий с сотрудниками организации.