search Поиск по сайту

Историческая справка

Жители Красноярска внесли значительный вклад в достижение Великой Победы, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

До войны в Красноярске проживало более 190 тысяч человек, на фронт призвано более 65 тысяч человек. После начала войны в Красноярск было эвакуировано оборудование 29-ти крупных заводов и фабрик, а также 30 тысяч рабочих. Общее количество городских предприятий возросло с 44 в 1941 году до 59 в 1943 году. Количество установленного оборудования на промышленных предприятиях Красноярска за 1941-1943 гг. увеличилось в 8 раз. В годы войны Красноярский край стал одним из новых промышленных арсеналов страны. По выпуску промышленной продукции он занимал шестое место в СССР.

Действующие предприятия города в кратчайшие сроки реконструировались и полностью переводились на производство военной продукции.

Старейшее предприятие города Красноярский паровозовагоноремонтый завод (ПВРЗ) принял в 1941 году оборудование заводов из Полтавы, Воронежа, Харькова и Изюма. Во время войны на заводе производилась военная продукция: 82-мм минометы, корпуса 122-мм снарядов, было изготовлено пять бронепоездов, которые ушли на фронт в составе 29 Красноярского бронедивизиона. Одной из задач предприятия было формирование и отправка на фронт санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения. Из мирной продукции во время войны ремонтировали только паровозы.

За особые заслуги перед Родиной и ударную работу в годы Великой отечественной войны в 1945 году Красноярский ПВРЗ был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны было передано заводу на вечное хранение, т.к. в течение 11 месяцев 1945 года завод занимал первое место среди предприятий отрасли. За особые заслуги перед Родиной более 600 заводчан были награждены в 1945 году орденами и медалями.

Значительно вырос «Красноярский машиностроительный завод», на базе которого было размещено оборудование заводов Ленинграда, Калуги и Сталинграда, а также был восстановлен завод № 4 им. К.Е. Ворошилова, эвакуированный из Коломны. Основную часть продукции «Красмаша» в годы войны составляли автоматические 37-мм зенитные пушки 70-К и 61-К и 120-мм полковые минометы. Кроме того, здесь выпускались морские мины и авиабомбы массой 100, 250 и 500 килограммов. Первый эшелон «зениток» (их собирали в заводском гараже!) был отправлен на фронт в середине ноября 1941 г.

Всего «Красмаш» за годы войны выпустил 26 тысяч пушек различных систем, более 5 тысяч минометов, 220 тысяч крупных авиабомб, 3500 морских мин. За годы войны выпуск вооружения и боеприпасов на заводе увеличился в 3 раза, производительность труда - на 180 процентов, себестоимость оборонной продукции снизилась наполовину.

В августе 1941 года в Красноярск прибыло оборудование Запорожского завода сельскохозяйственного машиностроения «Коммунар». Его разместили в основном корпусе и вспомогательных помещениях Красноярского ликеро-водочного завода. Там же разместили производственные мощности завода имени Ухтомского из города Люберцы. В слободе III Интернационала поставили зимние палатки для размещения строителей и прибывших рабочих.

Уже 20 января 1942 здесь развернулось производство корпусов 45-мм и 76-мм снарядов, осколочных и химических мин.

Первая партия снарядов была отправлена на фронт в конце марта того же года. 18 марта 1943 года было принято решение о строительстве в Красноярске комбайнового завода. До 1944 года выпускал запасные части к сельскохозяйственным машинам. 26 октября 1944 года начался выпуск первых прицепных комбайнов. В 1944 году завод выпустил первые 10 комбайнов «Красноярский коммунар», к 1 мая 1945 года — уже 350 шт. С 1945 года завод первым в стране начинает производство самоходных комбайнов.

На площадке так и не начавшегося строительства Красноярского завода «Сибтяжмаш» осенью 1941 года было размещено оборудование завода «Красный Профинтерн» из города Бежицы Брянской области.

Эшелоны прибывали на станцию Злобино. Разгружались на шести площадках, расположенных на расстоянии от 2 до 12 километров от территории завода. Почти вручную рабочие с помощью красноармейцев и простых горожан за два месяца разгрузили почти 6 тысяч вагонов (!) с оборудованием весом более 190 тысяч тонн. Одновременно с разгрузкой строили корпуса цехов и монтировали оборудование. Первой его продукцией в октябре 1941 года стали ручные гранаты Ф-1. В 1942 году здесь приступили к выпуску 50-мм минометов, и мостовых кранов. В 1942 году завод изготовил 1840 минометов, 22 тысячи головок снарядов и почти 400 тысяч лимонок. С 1942 по 1945 годы «Красный Профинтерн» произвел 60 кранов, способных поднимать грузы от 30 до 175 тонн. С мая 1943 года «Красный Профинтерн» начал выпускать мощные магистральные паровозы серии «Серго Орджоникидзе»​, с 1943 по 1945 год их было выпущено 40 единиц. 

В цехах строившегося Красноярского бумажного комбината разместили завод №​9 по производству пироксилиновых порохов с Украины. Сюда же поступило химическое оборудование из Тульской и Ростовской областей. Новое предприятие стало именоваться завод № 580 (химкомбинат «Енисей»). В нем выпускались заряды к 76-мм дивизионной пушке, 82-мм миномету, 85-мм зенитной пушке и другим орудиям. 

В городе существовало собственное производство авиационной техники. В середине 1930-х годов  в краевом центре были открыты самолето-мотороремонтные мастерские Главного управления Северного морского пути. На их базе появился новый завод – Красноярский авиаремонтный имени Побежимова. Еще до войны заводчане отметились достижением – они научились ремонтировать самолеты типа ДБ и Г-1 без необходимой для этого документации. В цехах завода имени Побежимова в октябре 1941 года разместился авиационный завод № 477 Наркомавиапрома из Тулы. Красноярским авиаремонтникам резко увеличили план, добавив в производственную программу ремонт новых типов авиатехники. Это, в частности, были бомбардировщики СБ и ДБ-3М. Их обслуживали и ремонтировали, после чего в разобранном виде направляли на аэродром, где собирали, испытывали для фронта. С 1942 года предприятие приступило к выпуску запасных частей для бомбардировщиков СБ. Это были крылья, рули, закрылки, другие элементы самолетов. Предприятие занималось и абсолютно новым для себя делом – выпуском мин для знаменитых реактивных минометов «Катюша» (их называли «деталь № 7 для изделия № 8»). В 1943 года освоили выпуск катапультового самолета-разведчика Бе-4, а в конструкторское бюро шла разработка патрульной летающей лодки ЛЛ-143.

В течение 1941-1942 годов официально 477-й завод находился в ведении Наркомата авиационной промышленности, однако в его работу продолжало вмешиваться Главное управление Северного морского пути. Именно в Красноярске на самолеты полярной авиации устанавливали пулеметы. В августе 1942 года в Москве принимают решение о разделении предприятия. Cамолеторемонтный и мотороремонтный цеха с оборудованием и рабочей силой были переданы Управлению полярной авиации ГУСМП и переведены на остров Молокова. Именно там появляется Центральная авиаремонтная база (ЦАРБ), специализирующаяся на ремонте полярной авиатехники. Это дало возможность красноярскому 477-му заводу переключиться почти полностью на нужды фронта. Организуется новый цех для ремонта.

В августе 1941 г. в Красноярск из Ленинграда прибыл завод № 327 Наркомэлектропрома и НИИ № 9 (после войны Красноярский радиотехнический завод). Со второго квартала 1942 года здесь начался выпуск радиоаппаратуры: самолетного переговорного устройства, приводной станции УКВ «Сектор» для применения в истребительной авиации, локационной системы для наведения самолетов на цель «Хорда», радионавигационной системы на базе радиомаяка «Колба» и др. За годы войны завод отправил на фронт 24 043 самолетно-переговорных устройства, 4 радионавигационные станции, 23 радиомаяка с антенной системой, устраняющих «ночные ошибки», 79 приемных устройств длинных и средних волн, 134 приемных устройства на длинных и коротких волнах. Всего 22 разновидности радиоаппаратуры на 77 миллионов рублей.

Онежский машиностроительный завод из Петрозаводска был восстановлен на базе Красноярского механического завода (после войны Краслесмаш). Новое предприятие производило корпуса 122-мм снарядов. Их за год фронту дали больше плана – 302 тысячи против 240 тысяч. Также на предприятии освоили производство 25-килограммовых авиабомб. Уже в 1942 году механический завод «Лесосудмашстрой» (с 31 июля 1943 года – Красноярский завод № 863) резко увеличил выпуск оборонной продукции. В денежном выражении ее объем достиг почти 25 миллионов рублей (против менее 6 млн в 1941 году). В целом за годы войны завод увеличил производство продукции в 8 раз, став одним из лидеров промышленности Красноярска.

Завод «Квант» был создан в Красноярске во время Великой Отечественной войны, в конце 1941 года. Когда враг стал приближаться к городу Шостка Украинской ССР, постановлением Советского правительства, расположенная там кинопленочная фабрика № 6, была  эвакуирована в Красноярск. Для размещения фабрики кинопленки решением красноярского горисполкома было выделено здание спортивно-стрелкового штаба Осоавиахима по ул. Красной Армии, 10. С ноября 1941 года проводились работы по переоборудованию здания для размещения цехов предприятия. К сентябрю 1942 года были закончены строительно-монтажные работы, подготовлены кадры рабочих и инженерно-технических работников.  Фабрика приступила к выпуску продукции для военных целей, аэрофотобумаги и позитивной кинопленки, предотвращавшей запотевание стекол противогазов, а также дополнительные заряды к минам.

В 1941 году в Красноярске началось строительство аффинажного завода №169 (впоследствии - Красноярский завод цветных металлов), который должен был производить переработку медно-никелевых шламов Норильского горно-металлургического комбината, извлекать из них благородные металлы – платину, палладий, родий, иридий, золото. С апреля 1943 года завод приступил к промышленному выпуску продукции. Впервые в СССР было осуществлено получение металлов платиновой группы из медноникелевых шламов. Долгое время этот завод был ведущим предприятием цветной металлургии в стране.

С начала войны Красноярский деревообрабатывающий комбинат тоже перестроился на военный лад. Наряду с основной продукцией - пиломатериалами, освоили выпуск заготовок к авиационным деталям, кузовов радиостанций, особых складов и деталей к автомобильным кузовам, специализированной тары, ящиков для боеприпасов.

Перемещение предприятий создало для энергосистемы города новые трудности. В связи с нехваткой электроэнергии, дефицит которой уже зимой 1941-1942 гг. составил 4000 кВт, а также необходимостью обеспечения электроэнергией в первую очередь предприятий и строек оборонного значения, Красноярский горисполком принял решение об отключении частного сектора потребителей энергии, в первую очередь в перегруженных районах. И рабочие районы, и центральные кварталы с наступлением сумерек погружались в темноту.

Ситуацию планировалось изменить с вводом Красноярской теплоэлектроцентрали (КрасТЭЦ). Ее начали строить еще в 1936 году для того, чтобы дать ток на Красмашзавод, Сибтяжмаш и Бумстрой. Но время шло, а ТЭЦ все не было. Перед войной возведение электроцентрали вообще фактически заморозили — почти не было рабочей силы, финансирования, материалов.

В ноябре 1941 года о КрасТЭЦ вспомнили, она вошла в решение СНК СССР «Об обеспечении электроэнергией Поволжья, Урала и Сибири». На возведение электроцентрали выделялось почти 8 миллионов рублей, она должна была войти в эксплуатацию в мае-июне 1943 года. Срочно подготовили новый проект, этим занимались специалисты из Ленинграда. Нашлось и котловое оборудование, в 1942 году оно поступило с демонтированной Ленинградской ГРЭС. На красноярскую ударную стройку прибыли инженеры и рабочие из Сталинграда, Донецка, Харькова и даже Грозного. Вскоре к возведению ТЭЦ подключили население Красноярска — граждане трудились на объекте по выходным. На теплоцентраль перебросили и часть рабочих с другой стройки — завода «Красный Профинтерн» (Сибтяжмаш). ТЭЦ удалось сдать в эксплуатацию в срок — в мае 1943 года.

На предприятии № 399 (Красноярский судоремонтный завод) в годы войны производили корпуса катеров-тральщиков, катеров-охотников для военно-морского флота СССР, корпуса 50-мм мин и огнеметы ФОГ-2. Масса такого огнемета составляла 52 килограмма, емкость – 25 литров, мог поражать цели на расстоянии до 110 метров.

В таких же тяжелых условиях развивался Цементный завод, фабрика «Спартак» перешла на пошив армейской обуви. Даже мастерская, которая изготавливала примусы, перестроила свое производство, освоила выпуск корпусов для 50-мм мин. Фабрика кожаных изделий стала шить комплекты вьюков для бойцов, которые с их помощью переносили на спине тяжелые минометы.

Основная тяжесть труда в тылу — в производстве и сельском хозяйстве — легла на плечи женщин, стариков, подростков. Они трудились по 13-14 часов в сутки, недоедали, недосыпали, но отдавали фронту всё, чем могли поделиться — хлеб, деньги, вещи. Массовое движение по оказанию помощи фронту стало одним из проявлений патриотизма. На производство вооружения перечислялись деньги, заработанные на воскресниках и «оборонных» сменах, колхозники сдавали зерно из личных заработков. Фонд обороны в значительной мере пополнялся за счет личных сбережений трудящихся. Руководство страны для покрытия военных расходов было вынуждено пойти на выпуск облигаций военных займов. Первый был осуществлен в 1942 году, четвертый в 1945 году. Подписка носила частично принудительный характер, размер годовой подписной суммы должен был составлять не менее месячного оклада. В целом помощь красноярцев государству в покрытии военных расходов составила приблизительно 2 млрд рублей. На эти деньги создавались танковые колонны и эскадрильи. На протяжении всей войны происходил сбор теплых вещей и подарков для воинов, на фронт было отправлено 253 вагона с продовольствием и подарками. Индивидуальные и групповые посылки на фронт отправлялись к 7 ноября и 1 мая, ко дню Красной Армии и Новому году.

Широко развернулись движения многостаночников, двухсотников-трехсотников, т.е. рабочих, выполнявших 2-3 нормы за смену. Распространение получили комсомольско-молодежные бригады, которые соревновались за получение звания фронтовых. Уже в 1941 году таких бригад было 512. С 1943 года на предприятиях края развернулось движение за создание фонда Победы за счет выпуска внеплановой продукции.

Другая героическая страница военной истории нашего края связана с работой секретной авиатрассы «Аляска — Сибирь». По этой трассе, базовым пунктом которой был Красноярск, советские лётчики доставляли в страну американские самолёты. Трасса была построена буквально на пустом месте за несколько месяцев 1942 года. В Красноярске вели техническое обслуживание американской техники, готовили лётчиков, отправляли самолёты на фронт. Всего же за 1942-1945 год по красноярской трассе перегнали почти 8 тысяч воздушных судов.

Другой большой заслугой нашего края была работа по лечению больных и раненых красноармейцев. В Красноярском крае в годы войны действовало более 60-ти эвакуационных госпиталей, которые принимали самых «тяжёлых» больных. В Красноярске до сих пор работает один из них — госпиталь ветеранов войн.

Наш край был конечным пунктом медицинской эвакуации, и пациенты местных госпиталей, имея самые сложные ранения, нуждались в длительном лечении. В одном из эвакогоспиталей Красноярска работал выдающийся врач и священнослужитель — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Он был самым опытным хирургом края и спас огромное количество жизней советских солдат.

Красноярским госпиталям оказал значительную помощь образованный в 1942 году Красноярский медицинский институт. Он был создан на основе медицинских вузов, эвакуированных из Воронежа и блокадного Ленинграда.

В целом за годы войны Красноярск стал крупным индустриальным центром Восточной Сибири, одним из новых промышленных арсеналов страны. Выпуск валовой продукции был увеличен в 2,8 раза. В годы войны здесь происходило становление предприятий военно-промышленного комплекса, 85% промышленной продукции Красноярска отправлялось непосредственно на фронт. Кроме того, в крае получили развитие такие отрасли промышленности, как паровозостроение, производство сельскохозяйственных машин, гидролизная, текстильная, табачная и др.​


Дата публикации (изменения): 06.07.2018 (06.07.2018)
Просмотров за год (всего): 77 (77)