Прокуратурой совместно со специалистами министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена проверка ООО «АС Партнер» и ООО «Победа» на предмет соблюдения требований организациями лицензионного и земельного законодательств на Притрассовом участке месторождения Песчанка на землях сельхозназначения.
Как установлено, ООО «АС Партнер» имеет лицензию от 02.11.2022 на геологическое изучение недр на указанном участке. Обществом вопреки требованиям федерального законодательства ведутся работы по добыче песка, а также на участке размещена несанкционированная свалка отходов на площади 1,5 тыс. кв. м. ООО «Победа» имеет лицензию от 14.06.2018 на разведку и добычу песка, гравия (песчано-гравийный материал) на северной части Кубековского участка месторождения Песчанка на землях сельхозназначения.
В ходе проверки на данном участке установлены следы работы автотранспортных средств и тяжелой техники, связанной с разработкой недр, также без перевода его в категорию земель промышленности.
В этой связи, прокуратурой в адрес руководства ООО «АС Партнер» и ООО «Победа» 14.06.2023 внесены представления и проинформировано министерство для решения вопроса о досрочном прекращении действия указанных лицензий.
В настоящее время инициировано привлечение организаций к административной ответственности. После поступления итоговых заключений специалистов органов контроля и расчета сумм, причиненного вреда недрам 2 и почве, прокуратурой будет решен вопрос об их взыскании в судебном порядке, и привлечения уголовной ответственности виновных лиц.
______________________________________________________________________________________________________________
Красноярская природоохранная прокуратура организовала проверку исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании организациями, осуществляющими геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на территории Красноярского края.
Проверки проводятся с привлечением специалистов министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, Енисейского территориального управления Росрыболовства, министерства лесного хозяйства Красноярского края, Енисейского филиала ФГБУ «Главрыбвод», ФГБУ «Среднесибирское УГМС», аккредитованных лабораторий (ЦЛАТИ по Енисейскому региону, КГБУ «ЦРМПиООС»).
В июне 2023 г. прокуратурой с представителями органов экологического
контроля (надзора) с использованием авиатранспорта проведена проверка
исполнения требований законодательства об охране окружающей среды
и природопользовании на территории Партизанского района.
Проверкой установлено, что в результате несоблюдения технологии обустройства руслоотводного канала и отстойников на лицензионном участке ООО «Среднеманское» происходит вымывание породы (глинистых веществ) с их последующим попаданием в реку Мина.
В целях определения факта негативного воздействия на водный объект специалистами аккредитованной лаборатории – КГБУ «ЦРМПиООС» осуществлен отбор природных вод в местах выше и ниже места ведения работ по добыче золота ООО «Среднеманское».
По результатам ранее проведенной прокурорской проверки в 2022 году данный природопользователь устранил ранее выявленные нарушения 2 и согласовал деятельность по добыче золота с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
В настоящее время, вопреки требованиям закона, при проведении добычных работ ООО «Среднеманское» не в полном объеме соблюдаются проектные решения и требования, установленные природоохранным законодательством и иными разрешительными документами. Специалистами министерства лесного хозяйства Красноярского края в рамках проведения проверки будет подготовлено заключение об эффективности проведения рекультивации нарушенных земель лесного фонда в границах лицензионного участка ООО «Среднеманское».
По результатам поступления итоговых справок специалистов контролирующих органов об участии в проверке, природоохранной прокуратурой будет принят исчерпывающий комплекс мер реагирования в целях устранения допущенных нарушений.
______________________________________________________________________________________________________________
Федеральным законом от 14.04.2023 № 122-ФЗ внесены изменения в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которые уточняют правила определения срока давности привлечения к административной ответственности.
До настоящего времени ст. 4.5 КоАП РФ определяла сроки давности привлечения к административной ответственности со дня обнаружения административного правонарушения. При этом ст. 4.8 КоАП РФ было установлено, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. В то же время согласно примечанию к ст. 4.8 КоАП РФ положения данной статьи (в том числе момент начала течения срока, определенного периодом) не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Такой подход привел к правовой неопределенности при решении вопроса о дне, начиная с которого определяется срок давности привлечения к административной ответственности: со дня совершения административного правонарушения или со дня, следующего за днем правонарушения. На это указал Конституционный суд в постановлении от 17.05.2022 № 19-П.
В связи с этим Минюст России подготовил поправки в статью 4.8 КоАП РФ, которые исключат из – под ее действия определение начала течения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Одновременно в статью 4.5 КоАП внесено положение, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
Соответственно, с учетом новых поправок, срок давности должен исчисляться непосредственно со дня совершения административного правонарушения.
Кроме того, в статье 4.5 КоАП РФ сроки, в течение которых не могут выноситься постановления по делам об административном правонарушении, теперь установлены в календарных днях, а не месяцах.
О результатах проверки исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на территории г. Красноярска.
Актуальными являются вопросы законности выбросов и нормирования загрязняющих веществ предприятий на территории города Красноярска.
До настоящего времени не исполнено решение Советского районного суда г. Красноярска от 15.07.2021 о признании незаконной деятельности АО «РУСАЛ Красноярск» по осуществлению выбросов вещества 2 класса опасности – бензолу в отсутствие нормативно-разрешительной документации и возложении обязанности на АО «РУСАЛ Красноярск» разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности – бензолу, получить разрешение на выброс бензола в анодном производстве вступило в законную силу 11.10.2021, 11.04.2022 окончен срок добровольного исполнения решения суда.
12.05.2022 Советским районным судом г. Красноярска отказано АО «РУСАЛ Красноярск» в предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда ввиду отсутствия законных оснований. 06.07.2022 данное определение суда оставлено в силе Красноярским краевым судом. В настоящее время ответчиком в кассационном порядке обжалуются вышеуказанные судебные решения.
На рассмотрении Свердловского, Железнодорожного, Советского районных судов г. Красноярска находятся аналогичные иски к ООО «Красноярский цемент», АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», ООО «Карена», ООО «КРАМЗ».
О результатах проверки исполнения законодательства в сфере обращения с животными
Красноярская природоохранная прокуратура провела проверку по сообщению СМИ о ненадлежащем содержании животных на зоовыставке в ТРЦ «КомсоМОЛЛ».
В ходе проверки совместно со специалистами Россельхознадзора осуществлен выход по месту осуществления деятельности зоотеатра.
Установлено, что зоотеатр функционирует в отсутствие лицензии, необходимой для осуществления данного вида деятельности. Кроме того, установлены нарушения обязательных требований к содержанию животных в культурно-зрелищных целях, ветеринарных норм и правил.
По результатам проверки зоотеатр привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление деятельности без лицензии; и ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ - нарушение правил карантина животных и других ветеринарных правил.
Кроме того, руководителю организации внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены в полном объеме, зоотеатром получена необходимая лицензия, деятельность организации осуществляется в полном соответствии с требованиями закона.
О результатах проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха ООО ПК «ЮМАГС»
Красноярская природоохранная прокуратура провела проверку в сфере охраны атмосферного воздуха ООО ПК «ЮМАГС» по результатам которой установлены нарушения в деятельности предприятия.
05.09.2022 Советский районный суд г. Красноярска обязал ООО ПК «ЮМАГС» оборудовать объект хозяйственной деятельности, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – промплощадку, расположенную по адресу: г. Красноярск, ул. Томская, д. 4, строение 5, газоочистными установками в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда. Решения в законную силу не вступило.
О результатах проверки исполнения законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов
В ходе проведенной в отчетном периоде проверки природоохранной прокуратурой установлены факты нарушения требований законодательства об охране водных биологических ресурсов, так как природопользователями не проводятся компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, обитающих в р. Ангара, р. Енисей.
В связи с чем, природоохранным прокурором 30.06.2022 в суды общей юрисдикции направлены 5 исковых заявлений (ООО «ДОК Енисей», ЗАО ЗК «Северная», КГКУ «УКС», ООО «АС «Ангара-Север», ООО «Бирюза») о возложении обязанности на предприятия провести компенсационные мероприятия в соответствии с полученными согласованиями ЕТУ Росрыболовства которые находятся на рассмотрении.
Кроме того, выполнение компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов находится на постоянном контроле Красноярского природоохранного прокурора.
О результатах проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами ООО «СТП».
Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «СТП», осуществляющего деятельность по производству бетона территории г. Красноярска.
По результатам которой установлены нарушения в деятельности Общества, захламление территории отходами, отсутствие паспортов на отходы, отсутствие учета образующихся отходов, разлив бетонной смеси на прилегающий земельный участок, в связи с выявленными нарушениями, в адрес руководителя ООО «СТП» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения устранены.
Также хозяйствующий субъект привлечен к административной ответственности по ч.1, ч. 9, ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, назначены наказания в виде штрафа и предупреждений.
О результатах проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами ИП Аллахяров.
Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка в деятельности ИП Аллахярова, осуществляющего деятельность по автомойке транспортных средств на территории г. Красноярска.
По результатам которой установлены нарушения в деятельности индивидуального предпринимателя, а именно, захламление земельного участка, принадлежащего ему на праве аренды отходами, по результатам проверки в адрес хозяйствующего субъекта внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения устранены.
Также ИП Алляхярова привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначены наказания в виде штрафа.
О результатах проверки исполнения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохранной зоне р. Енисей
Красноярская природоохранная прокуратура в рамках надзорной деятельности проводит проверки исполнения требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохранной зоне р. Енисей.
В ходе проверочных мероприятий природоохранной прокуратурой установлены факты возведения строений (гаражей, эллингов, заборов) в зоне с особыми условиями использования территории в отсутствие разрешительных документов, согласований с уполномоченными органами контроля.
Данные обстоятельства явились основанием предъявления природоохранным прокурором в суды общей юрисдикции исковых заявлений о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании путем демонтажа незаконно возведенных строений.
По результатам рассмотрения Октябрьским и Свердловским районными судами г. Красноярска требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
В настоящее время на особом контроле природоохранного прокурора находится исполнение вступивших в законную силу судебных актов, проводятся проверки фактического сноса самовольно возведенных строений в водоохранной зоне р. Енисей.
О правилах осуществления лесовосстановления.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 № 897 утверждены Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения.
Лесовосстановление или лесоразведение осуществляется заинтересованными лицами самостоятельно или с привлечением за свой счет иных лиц на предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения землях иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, определяются Федеральным агентством лесного хозяйства на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение ими.
Заинтересованные лица выбирают в первоочередном порядке территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, в субъекте Российской Федерации, на территории которого возникли обязательства по осуществлению лесовосстановления или лесоразведения, в случае их отсутствия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации - в составе земель иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории иных субъектов Российской Федерации.
При выборе территорий, предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения, и (или) их частей для осуществления лесовосстановления или лесоразведения на землях иных категорий заинтересованные лица подают заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (далее - заявление) в согласующие органы.
Об изменениях законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов.
Федеральным законом от 28.06.2022 № 229-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Изменениями предусмотрено, что рыболовный журнал является документом, содержащим информацию о добыче (вылове) водных биоресурсов, о судне, используемом для осуществления рыболовства, об орудиях добычи (вылова) водных биоресурсов, используемых при осуществлении рыболовства, о производстве на судне рыбной продукции, о приемке, перегрузке, транспортировке, хранении и выгрузке уловов водных биоресурсов, рыбной продукции.
Документ вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Об изменениях в сфере недропользования.
Федеральным законом от 28.06.2022 № 218-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».
Указанным законом совершенствуется порядок предоставления участков недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также уточняется круг лиц, которые могут быть пользователями недр.
Федеральным законом предусматривается, что пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
Об упрощении порядка обжалования контрольно-надзорных мероприятий
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2022 № 1431 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» упрощен порядок обжалования контрольно-надзорных мероприятий, проводимых уполномоченными органами во время моратория.
Документ вступает в силу с 23 августа 2022 г., за исключением подпункта «е», пункта 5 изменений в части, касающейся использования усиленной неквалифицированной электронной подписи при подписании жалобы, вступающего в силу с 1 октября 2022 г.
Об изменениях в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
С 01.09.2022 вступили в законную силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», согласно которым на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, а также и иные мероприятия по снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, восстановлению природной среды будут направляться средства, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Перечень природоохранных мероприятий, на которые будут направляться указанные средства, закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 № 1370, и будет формироваться в каждом субъекте Российской Федерации ежегодно с учетом согласования с Минприроды России.
Устанавливается финансовая ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда.
Инициатива по «окрашиванию» в бюджете полученных от экологических платежей средств была озвучена Владимиром Путиным в рамках послания к Федеральному Собранию в 2021 году.
Об изменениях законодательства по прохождению государственной экологической экспертизы
С 1 сентября 2022 строительная экологическая госэкспертиза проводится в формате одного окна.
С 1 сентября 2022 г. запущен в промышленную эксплуатацию сервис, позволяющий заявителю пройти государственную строительную и экологическую экспертизы не по порядку, а синхронно – через АИС «Главгосэкспертиза».
Проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2366.
Утверждены требования к обращению с побочными продуктами животноводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1940 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3256-р утверждены требования к обращению с побочными продуктами животноводства.
Так, требованиями учтены особенности производственного процесса при их хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использовании побочных продуктов животноводства.
В свою очередь, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3256-р утвержден перечень нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых пробочные продукты признаются отходами.
«О принятии участия в заседании круглого стола»
Заместителем Красноярского природоохранного прокурора в рамках общественного мониторинга выполнения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» на площадке Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» принято участие в заседании круглого стола по вопросу обсуждения проблем организации, деятельности и эксплуатации полигонов в черте г. Красноярска и пригороде.
На протяжении 2021 года прокуратурой неоднократно поднимались вопросы о недостаточности полигонов промышленных отходов на территории г. Красноярска и прилегающей территории. Указанное является причиной несанкционированных свалок строительных отходов в черте г. Красноярска и за пределами города.
По результатам заседания принято решение о направлении информации в Правительство Красноярского края по указанному вопросу, а также для назначения ответственных лиц за организацией промышленных полигонов.
«О предотвращении пожара по причине нахождения несанкционированной свалки»
Красноярской природоохранной прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки несанкционированных мест размещения отходов на территории Красноярского края.
Так, прокуратурой организована проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами в деятельности администрации п. Нижняя пойма, установлено, что вблизи населенного пункта п. Нижняя пойма Нижнеингашского района Красноярского края расположена свалка отходов на площади 10 га.
По приезду на место выявлено горение указанного несанкционированного места размещения отходов, населенный пункт п. Нижняя Пойма находится в 500 метрах от указанного места, в связи с чем с учетом погодных условий может быть подвержен угрозе пожара от распространения возгораний на свалке.
Прокуратурой незамедлительно было организовано тушение, на место прибыли сотрудники МЧС с целью недопущения распространения огня и тушения возгораний.
По результатам проверки прокуратурой будет принят комплекс мер прокурорского реагирования.
«О результатах проверки регионального оператора Красноярской правобережной зоны ООО «РостТех».
Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в деятельности регионального оператора правобережной технологической зоны ООО «РОСТТЕХ».
В ходе проверки установлено, что ООО «РОСТТЕХ» размещает отходы на земельном участке, находящимся в непосредственной близости от мусоросортировочного комплекса, не предназначенном для размещения отходов, не внесённом в государственный реестр объектов размещения отходов.
Так, в период с августа по сентябрь 2021 года прокуратура проводила проверку на объекте (мусоросортировочный комплекс ООО «РОСТТЕХ») в том, числе с помощью беспилотного летательного аппарата (квадрокоптера), установлено, что с территории мусоросортировочного комплекса выезжали машины с отходами и незаконно выгружали их в карьер, где ранее добывали недра (суглинок).
Для установления объемов и срока размещения отходов на территории указанного земельного участка проведено маркшейдерское исследование. Общий объем отходов ТКО, размещенных на земельном участке составил 114 504,31 м3, площадь размещения 2,1781 га (21 781 м2).
Анализ снимков со спутников из открытых источников показал, что в период с апреля 2020 г. по июль 2021 г. производилось размещение отходов производства и потребления, расположенных на данном земельном участке.
Таким образом, ООО «РОСТТЕХ» в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, Территориальной схемы обращения с отходами, с целью экономии затрат на транспортирование отходов до полигона АО «Автоспецбаза» осуществляло размещение отходов в карьере.
В связи с чем, прокуратурой Красноярского края в адрес министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края направлена информация с материалами проверки для решения вопроса о лишении ООО «РостТех» статуса регионального оператора правобережной технологической зоны.
По результатам рассмотрения которой Приказом министра экологии и рационального природопользования края от 25.01.2022 ООО «РОСТТЕХ» лишено статуса регионального оператора.
Красноярским природоохранным прокурором 02.02.2022 генеральный директор ООО «РОСТТЕХ» предостережен о недопустимости нарушений нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, нарушение природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В настоящее время Министерством принимаются меры к проведению конкурса по выбору регионального оператора на территории правобережной технологической зоны.
Кроме того, по результатам проверки в отношении ООО «РОСТТЕХ» принят комплекс мер прокурорского реагирования, внесено представление, Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей, в Березовский районный суд направлены исковые заявления о возмещении ущерба, причиненного почвам в размере 306 000 рублей, а также об очистке земельного участка от незаконно размещенных отходов для передачи на санкционированный объект размещения отходов, которые находятся на рассмотрении.
«О результатах проверки прокуратуры»
Красноярская природоохранная прокуратура провела проверку исполнения природоохранного законодательства в деятельности АО «Сибагропромстрой», ООО «Чистый город».
Установлено, что АО «Сибагропромстрой» осуществило несанкционированное захоронение твердых коммунальных отходов и хвостов (остатков от сортировки), принятых и образованных ООО «Чистый город», в результате чего причинили ущерб почвам на общую сумму 69 млн рублей.
Прокуратура направила в суд иск с требованием возместить указанный ущерб в солидарном порядке с виновных лиц, а также осуществить выемку захороненных твердых бытовых отходов.
Суд требования прокурора удовлетворил, с организаций в солидарном порядке взыскана сумма ущерба в размере 69 млн рублей, суд апелляционной инстанции оставил решение Советского районного суда г. Красноярска в силе.
"О результатах проверки о несанкционированной свалке биологических отходов»
Красноярской природоохранной прокуратурой c привлечением специалиста службы по ветеринарному надзору по Красноярскому краю проведена проверка по сообщению СМИ о несанкционированной свалке биологических отходов на территории Ленинского района г. Красноярска вблизи р. Теплой.
В ходе выездного осмотра установлено, что в районе д. 1е, стр. 60 - стр. 258, по ул. 26 Бакинских комиссаров в г. Красноярске стихийно организована несанкционированная свалка биологических отходов в виде многочисленных костных останков сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи), блоков шпика сырца свиного, черных мешков с фаршем. Нахождение указанных отходов является опасным для человека, животных и окружающей среды.
В связи с чем Руководителю департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска (далее - Департамент) внесено представление о ликвидации указанной свалки, проведении мероприятий по дезинфекции захламленных участков земли.
По результатам рассмотрения представления Департаментом в кратчайший срок организована очистка территории от биологических отходов, специалистами КГКУ «Красноярский отдел ветеринарии» проведена ее дезинфекция, биологические отходы утилизированы путем их сжигания в специальных установках.
«День экологического образования и Всемирный день охраны окружающей среды»
12 мая 2022 года отмечают День экологического образования, который призван напомнить о важности сохранения окружающего мира. В этот день в городах и поселках люди участвую в природоохранных мероприятиях - очистке парков, скверов, берегов рек и водоемов от мусора; озеленении территории. Экологическое образование обеспечивает формирование у людей осознание того, что окружающая нас среда требует защиты, формирует убежденность в обязательности бережного отношения к природе, животному миру, воспитывает разумное использование природных ресурсов.
Основным видом деятельности Красноярской природоохранной прокуратуры является укрепление законности в сфере окружающей среды и использования природных ресурсов, защита прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В связи с чем, Красноярский природоохранный прокурор Лосев А.А. принял участие в эфире на радио «Комсомольская правда», где обсудил проблемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе о несанкционированных свалках на берегах рек и охране водных объектов, а также ответил на вопросы, связанные с лесными пожарами на территории Красноярского края.
На международном уровне вопросы обеспечения экологической безопасности остаются актуальными на протяжении многих лет. Еще в 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН 5 июня объявлен Всемирным днем охраны окружающей среды.
Сохранение природы является одной из важнейших задач и нашего государства. В связи с чем, Красноярская природоохранная прокуратура проводит мероприятия, направленные на повышение экологического правосознания подрастающего поколения и осознание ответственности каждого гражданина за защиту окружающей среды.
Во Всемирный день охраны окружающей среды, Красноярской природоохранной прокуратурой организована экскурсию в МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» для воспитанников КГКУ «Красноярский детский дом «Самоцветы».
В ходе мероприятия с ребятами проведена беседа о сохранении природы, важности заботы о братьях наших меньших, а также вручены памятные сувениры с символикой Красноярской природоохранной прокуратуры.
О внесении изменений в КоАП РФ.
Красноярская природоохранная прокуратура проводит разъяснение для граждан об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. C 8 июня 2022 года вступают в законную силу новые изменения в КоАП РФ.
С 08.06.2022 увеличатся штрафы за нарушения противопожарной безопасности:
Должностным лицами будет установлен штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, вместо 6-15 тыс. рублей;
Индивидуальным предпринимателям будет установлен штраф от 40 тыс. до 60 тыс. рублей, вместо 20-30 тыс. рублей;
Юридическим лицам будет установлен штраф от 300 тыс. до 400 тыс. рублей, вместо 150-200 тыс. рублей.
За те же нарушения во время особого противопожарного режима, а также за повторное нарушение противопожарной на объектах повышенного риска штрафы также вырастут до 400-800 тыс. рублей для юридических лиц и 30-60 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей.
Также, при возникновении пожара, повреждении имущества или причинении легкого, или среднего вреда здоровью человека, должностным лицам будет грозить штраф от 80 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, юридическим лицам от 700 тыс. рублей до 800 тыс. рублей, индивидуальным предпринимателям от 90 тыс. рублей до 110 тыс. рублей.
О внесении изменений в лесное законодательство.
Красноярская природоохранная прокуратура проводит разъяснение для граждан об изменениях в лесном законодательстве.
На официальном сайте правовой информации опубликован Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее – Перечень), утвержденный Распоряжением правительства РФ от 30.04.2022 № 1084-р. Перечень утвержден в соответствии со ст. 21 Лесного Кодекса РФ.
В Перечне приведен полный список объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, которые допускается строить, реконструировать, осуществлять на них капитальный ремонт, вводить в эксплуатацию и выводить из эксплуатации на землях лесного фонда.
Кроме того, Перечень должен учитываться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на землях лесного фонда, а именно:
геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых;
строительство, реконструкцию водохранилищ и иных искусственных водных объектов;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию линейных объектов;
создание и эксплуатацию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
осуществление реконструкционной деятельности.
О внесении изменений в Градостроительный кодекс.
Федеральным законом от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены следующие изменения, защищающие особо охраняемые территории от застройки.
С 01.05.2022 определен перечень объектов, которые можно будет построить в упрощенном порядке. В него вошли:
- магистральные газопроводы;
- объекты энергетической и социальной инфраструктуры, которые находятся в дефиците на соответствующих территориях.
Кроме того, сокращены сроки оформления прав граждан на земельные участки для ведения собственного хозяйства. При государственной регистрации через Росреестр и МФЦ на это потребуется от трех до пяти рабочих дней соответственно. Кадастровые работы займут три дня.
О введении в эксплуатацию реестра контрольно-надзорной деятельности.
Красноярская природоохранная прокуратура проводит разъяснение для граждан об изменениях законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства от 02.04.2021 № 528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Правила), был создан реестр в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.
В данный реестр включены все виды контроля федерального, регионального и муниципального уровней, а также их описание. Кроме того, в реестре указано, какие надзорные органы будут осуществлять конкретные виды контроля. Полный перечень сведений, которые должны быть отражены в Реестре, приведен в п. 5 Правил.
Также, в реестре обеспечивается визуальное отображение количественной информации о видах контроля и иной содержащейся информации. Сведения, содержащиеся в реестре, и справочники, формируемые на их основе, являются первичным для информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Справочники передаются в федеральную государственную информационную систему «Единая система нормативной справочной информации».
В настоящее время Реестр создан и доступен по ссылке https://ervk.gov.ru/.
Вся информация из реестра доступна в указанном ресурсе, что позволит хозяйствующим субъектам посмотреть подробнее описание каждого вида контроля, а также узнать, с какой периодичностью будут осуществляться проверки в отношении их бизнеса.
О внесении изменений в Водный кодекс РФ.
Федеральным законом от 01.05.2022 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» изменены понятия «водное хозяйство» и «негативное воздействие от вод».
водное хозяйство - виды экономической и иной деятельности по изучению, использованию, охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
негативное воздействие вод - затопление, подтопление или разрушение берегов водных объектов.
Начиная с 01.05.2022 Водохозяйственные мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными органам государственной власти, органам местного самоуправления, в пределах своих полномочий.
В случае, если полномочия по выполнению таких мероприятий не возложены на перечисленные выше субъекты, то ими осуществляется закупка работ, услуг по осуществлению водохозяйственных мероприятий в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
В Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон) и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, обязывающие власти раскрывать информацию о состоянии окружающей среды.
Федеральным законом регулируются отношения, касающиеся предоставления гражданам и организациям информации о состоянии окружающей среды.
В соответствии с Федеральным законом информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией) признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также о воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, о проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды.
Устанавливается, что экологическая информация является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.
Указанная информация предоставляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некомерческим организациям, как правило на безвозмездной основе.
Согласно Федеральному закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые обладают экологической информацией, или уполномоченные ими организации размещают в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или с помощью государственных и муниципальных информационных систем экологическую информацию в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения о состоянии окружающей среды, о радиационной обстановке, о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами производства и потребления, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
______________________________________________________________________________________________________________
С 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила ухода за лесами, которые утверждены Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534.
Правила устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах РФ. Уход за лесами осуществляется с учетом требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также лесным законодательством. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, уход за лесами проводится в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
Аналогичный Приказ Минприроды России от 22.11.2017 № 626 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132.
Настоящий приказ действует до 1 января 2027 года.
__________________________________________________________________________________________________
С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513 устанавливается порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов органами государственной власти и местного самоуправления.
Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства РФ, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.
Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. в состав которых должны входить два представителя общественных объединений и (или) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (экологии и природопользования).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства РФ, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ.
Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
__________________________________________________________________________________________________
С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 28.07.2020 № 496 вводятся в действие правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов
Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.
К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, валежник, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.
Заготовленные недревесные лесные ресурсы являются собственностью лесопользователя, которому лесной участок передан для использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
В случае заключения с лесопользователем договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков для осуществления заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами право собственности на такие заготовленные недревесные лесные ресурсы принадлежит лицам, с которыми заключены соответствующие договоры купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 г.
__________________________________________________________________________________________________
С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524 устанавливаются требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.
Приводятся, в числе прочего, требования к проведению наблюдений:
для определения климатических, аэрологических, гидрологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик окружающей среды;
для определения уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
__________________________________________________________________________________________________
С 1 января 2021 г. устанавливается порядок заполнения и подачи лесной декларации, в том числе в электронной форме, указанное утверждено Приказом Минприроды России от 30.07.2020 №539.
Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или публичного сервитута.
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем декларацию, о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, о местоположении лесного участка, об объеме использования лесов и видах их использования, которые предусмотрены договором. иным документом и проектом освоения лесов на декларируемый период.
В приложении приведена, в числе прочего, форма лесной декларации.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Напомним, что ранее не имелось возможности подачи лесной декларации в электронном виде.
__________________________________________________________________________________________________
Принято апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.11.2020 № АПЛ20-386 «Об изменении Решения Верховного Суда РФ от 07.09.2020 № АКПИ20-345 о признании частично не действующим пункта 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167».
Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению общества о признании недействующим пункта 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, по апелляционной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 07.09.2020 по делу № АКПИ20-345, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Согласно пункту 67 Правил анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Общество обратилось в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением, в котором просило признать пункт 67 Правил не действующим в части, допускающей проведение анализа контрольных проб сточных вод лабораторией, не аккредитованной в установленном законом порядке.
Закон о водоснабжении и водоотведении, регламентируя с 1 января 2013 г. правила контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), не предусматривает проведение анализа отобранных проб сточных вод лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или лабораториями иных организаций, а с 1 июля 2014 г. соответственно юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В Апелляционном определении отмечается, что суд первой инстанции правомерно признал пункт 67 Правил не действующим в той мере, в какой данная норма до признания ее утратившей силу с 1 июля 2020 г. допускала осуществление анализа отобранных проб сточных вод лабораториями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством. В то же время Апелляционная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение подлежало признанию не действующим с 01.01.2013.
_____________________________________________________________________________________________________________
Минприроды России опубликовало Письмо от 29.10.2020 № 14-50/14013-ОГ «О разъяснении вопроса о сроках предоставления отчетности за четвертый квартал 2020 г.».
Сообщается, что на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ № 508 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества" (далее - Порядок). Срок вступления Порядка в силу установлен на 01.01.2021.
В соответствии с пунктом 9 Порядка сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта РФ, территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
_____________________________________________________________________________________________________________
Минприроды России опубликовало Письмо от 29.10.2020 № 14-50/14013-ОГ «О разъяснении вопроса о сроках предоставления отчетности за четвертый квартал 2020 г.».
Сообщается, что на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ № 508 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества" (далее - Порядок). Срок вступления Порядка в силу установлен на 01.01.2021.
В соответствии с пунктом 9 Порядка сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта РФ, территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
_____________________________________________________________________________________________________________
С 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» вводятся требования к разработке месторождений питьевых, технических, минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод (за исключением подземных вод для целей питьевого или технического водоснабжения, объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки).
Утвержденные правила применяются в случаях добычи подземных вод при разработке месторождения (участка) подземных вод, а также вод, добываемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр, для собственных производственных и технологических нужд.
Настоящий приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
______________________________________________________________________________________________________________
Принято Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее – порядок).
Порядок определяет процедуру разработки предельно допустимых выбросов и временно разрешенных выбросов за исключением радиоактивных веществ. Также определен порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС I категории.
Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для объектов IV категории нормативы допустимых выбросов не рассчитываются.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. Соответствие нормативов допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
Также урегулированы вопросы, связанные с получением комплексного экологического разрешения.
Постановление действует до 1 января 2027 г.
______________________________________________________________________________________________________________
Постановлением Правительства РФ от 11.09.2020 №1393 на 2021 год установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Так, с 2021 года применяются: ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08;
ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну.
Таким образом, плата за негативное воздействие увеличена.
_____________________________________________________________________________________________________________
С 11.08.2020 в статью 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены изменения путём дополнения её пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор."
Указанное нововведение призвано сократить количество проверок хозяйствующих субъектов и уменьшит административное давление.
______________________________________________________________________________________________________________
Обновлен порядок предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Новый административный регламент утверждён Приказом Роснедр от 19.03.2020 Nol l О.
Заявителями в рамках государственной услуги являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица.
Государственную услугу предоставляют Роснедра и его территориальные органы.
Срок предоставления государственной услуги - не более 115 календарных дней для конкурсов и не более 70 календарных дней для аукционов с момента размещения объявления о проведении конкурса или аукциона на право пользования недрами на официальном сайте.
С заявителя взимается сбор за участие в конкурсе или аукционе.
Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу аналогичного Приказа Минприроды России от 22.12.2017 N 698.
______________________________________________________________________________________________________________
На территории Российской Федерации массово реализуется реформа в сфере обращения с отходами, согласно которой предполагается, что все регионы с 01.01.2019 будут обслуживаться региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления, которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Городской округ Красноярск входит в две технологических зоны: Красноярская правобережная и Красноярская левобережная технологические зоны.
По Красноярской правобережной технологической зоне победителем признано ООО «РостТех», Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с ООО «РостТех» заключено 06.08.2018 соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В Красноярской левобережной технологической зоне по результатам конкурсного отбора Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с ООО «Красноярская рециклинговая компания» соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключено 10.08.2018.
Согласно ч.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, жители города Красноярска во исполнение требований законодательства обязаны заключить договоры с региональными операторами либо самостоятельно, либо через организацию, осуществляющую управление многоквартирным жилым домом.
В связи с многочисленными нарушениями законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, захламлением территорий общего пользования актуальным является вопрос размещения отходов.
Анализ данных государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) свидетельствует, что постоянно происходит увеличение количества образованных отходов.
На основании ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий и продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В свою очередь в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Таким образом, собственник отходов (организация, частное лицо) вправе передавать отходы только организациям имеющим лицензию на размещение отходов.
В случае передачи отходов нелицензированной организации собственником отходов, собственник отходов подлежит привлечению к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, где мерой наказания является штраф на физическое лицо до 2.000 рублей, на индивидуального предпринимателя до 50.000 рублей, на юридическое лицо до 250.000 рублей.
При выявлении нарушений законодательства граждане могут обратиться в полицию для привлечения лиц к административной ответственности, при необходимости с заявлением о нарушениях законодательства также могут обратиться в природоохранную прокуратуру, расположенную по адресу: ул.Весны, 9, г.Красноярск.
В ходе осуществления надзорной деятельности Красноярской природоохранной прокуратурой выявляются факты неосуществления расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В этой связи в целях недопущения нарушений в указанной сфере информируем об изменениях законодательства, касающегося сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С 01.01.2016 вступили в силу положения статьи 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), в соответствии с которыми отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год. Пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ устанавливает сроки внесения платы: не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а для лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, вводится обязанность по внесению квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Минприроды России в этой связи подготовлено письмо с разъяснениями от 15.03.2016 № 06-09-44/5872. Так, Федеральными законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесшими изменения в Закон N 7-ФЗ, не предусмотрено распространение их норм, направленных на регулирование отношений в области исчисления и взимания платы, на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данных федеральных законов. Следовательно, нормы, регулирующие отношения в области исчисления и взимания платы, вступившие в силу с 01.01.2016, к правоотношениям, возникшим до 01.01.2016, не применяются.
Таким образом, на правоотношения, связанные с исчислением и взиманием платы за отчетный период - 2015 год, не применяются нормы законодательства, вступившие в силу с 01.01.2016, в том числе, в части уплаты пеней за несвоевременное или неполное внесение платы.
Начиная с отчетного периода - 2016 год, в части сроков внесения платы следует руководствоваться нормами Закона N 7-ФЗ, а не приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Согласно пункту 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате (далее - декларация).
В настоящее время Минприроды России разрабатывается проект приказа Минприроды России "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (срок - III квартал 2016 г.). До конца текущего года планируется завершить работу по утверждению указанного приказа и его государственной регистрации в Минюсте России.
С учетом изложенного, при подаче декларации за 2016 год (и, соответственно, в последующие отчетные периоды) необходимо будет руководствоваться указанным приказом.
В отношении вопроса о правомерности начисления в 2016 году пеней за неполное или несвоевременное внесение платы отмечаем, что такая возможность законодательно установлена. В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 данной статьи (то есть в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы - начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным).
В рамках указанных изменений Росприроднадзором России осуществляющим функции администратора платежей подготовлено Письмо от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
Росприроднадзором указанным письмом разъяснен порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В частности, сообщается следующее:
- субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года;
- при внесении плательщиками, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, ежеквартальных авансовых платежей необходимо обращать внимание, что одна четвертая часть суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду от уплаченной за предыдущий год должна уплачиваться по определенным КБК, а при определении их размера учитываются суммы платы фактически уплаченные (а не начисленные) за I - IV квартал 2015 г.;
- по итогам года суммы переплат подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика;
- по итогам отчетного года в срок до 1 марта все плательщики исчисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
- в течение 2016 года ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в срок до 10 марта 2017 года;
- при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативного воздействия окружающую среду, плата за негативное воздействие не взимается;
- до принятия Постановления Правительства РФ о порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению и внесению в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
- до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти субъекта РФ и оператора плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, в том числе ТКО, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.
Нарушение сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ, согласно которому максимальный штраф на юридическое лицо составляет 100.000 рублей.
Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, во взаимодействии с рабочей группой по выявлению несанкционированных свалок, организованной департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска проведена проверка.
Установлено, что земельные участки по улице Острожной города Красноярска (на въезде в город) засыпаны значительным количеством отходов. Указанную несанкционированную свалку образовали ряд собственников земельных участков, которые принимали отходы для отсыпки земельных участков, в том числе за денежное вознаграждение.
В настоящее время к трём собственникам земельных участков приняты меры судебного понуждения об обязании убрать отходы с земельных участков и передать их для захоронения на полигоны отходов.
По поручению природоохранной прокуратуры Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю произведён расчёт размера вреда, причинённого почвам, который составил: 15 210 000 рублей, 35 786 400 рублей и 49 213 520 рублей соответственно. Всего размер вреда составил около 100 миллионов рублей.
Также исковые заявление об обязании собственника земельного участка убрать отходы предъявлены и к собственнику земельного участка, который на территории СНТ «Сад №1» Кировского района г.Красноярска организовал приём отходов, в том числе образовавшихся от демонтажа зданий в районе Южного берега (бывшая промышленная зона ООО «Судостроительный завод им.Г.Т.Побежимова»). В свою очередь Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю рассчитан вред, который составил около 7 миллионов рублей.
Аналогичные исковые заявления направлены к арендаторам и собственнику земельных участков, на которых размещены отходы, образовавшиеся от демонтажа корпуса политехнического института ФГАОУ ВО «СФУ». Общий размер вреда составил около 51 миллиона рублей.
В случае выявления аналогичных фактов природоохранной прокуратурой работа в данном направлении будет продолжена.
______________________________________________________________________________________________________________
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" с 1 января 2021 г. вводятся единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
лесозащитное районирование;
государственный лесопатологический мониторинг и проведение лесопатологических обследований;
предупреждение распространения вредных организмов;
иные меры, включая рубку аварийных деревьев, профилактические беседы с населением, проведение открытых уроков в школах, размещение информационных и агитационных материалов.
Правилами устанавливаются, в числе прочего, порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, порядок проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.
В лесах не допускается:
загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды;
ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.
Запрещается, в том числе, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков, подтопление окружающих лесных насаждений, использование химических препаратов выше третьего класса опасности для охраны и защиты лесов методами авиационного, наземного опрыскивания и аэрозольной обработкой, в том числе в научных целях, разведение и использование растений, животных и других организмов, несвойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.
В приложениях приведены:
шкала категорий санитарного состояния деревьев;
расчет средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений;
сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам.
Настоящее Постановление действует с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г.
_________________________________________________________________________________________________
С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон о государственном и муниципальном контроле - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969.
Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней (с учетом ряда особенностей). Новые правила действуют и в отношении проверок, которые запланированы в 2020 году, но начнутся после 30 июня 2021 года.
Плановые выездные проверки, которые должны начаться 31 июля или позднее, контрольный орган может заменить новой формой контроля - инспекционный визит. Решение о замене принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проверки. В течение 10 рабочих дней о решении должно быть уведомлено проверяемое лицо.
Отметим, что новый закон распространяется не на все виды контроля.
Кроме того, на основании Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 с 1 января по 31 декабря 2021 года проверки могут проводиться дистанционно.
Правительство установило, что в течение всего года юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно проверять с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- и видеосвязь.
Также на основании Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969с 1 января 2021 года приостановлены плановые проверки малого бизнеса.
Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.
Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:
- организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;
- с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.
Полный перечень исключений содержится в п. 8 правительственного постановления.
_____________________________________________________________________________________________________________
Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 965 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" с 1 января 2021 года устанавливаются нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы их допустимого изъятия.
Приводятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов, а также показатели максимальной, минимальной и хозяйственно-целесообразной численности охотничьих ресурсов.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует по 31 декабря 2026 года.
______________________________________________________________________________________________________________
Расширен перечень видов госконтроля (надзора) и государственных органов - участников эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа
Так, на основании постановления Правительства РФ от 24.07.2020 N 1108 с 17 августа 2020 года по 30 июня 2021 года в России проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Внесенными изменениями в Положение, которое устанавливает порядок его проведения:
к числу участников эксперимента помимо МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора отнесены также Минпромторг, Росреестр, ФНС, Росаккредитация, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Ространснадзор, Росалкогольрегулирование, ФССП и др.;
перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых осуществляется эксперимент, будет определяться межведомственной рабочей группой по обеспечению проведения эксперимента;
скорректированы требования к содержанию жалобы контролируемого лица (теперь, в частности, жалоба может содержать также ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы);
установлены основания, по которым орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее рассмотрении.
Предусмотрено право органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы, запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
______________________________________________________________________________________________________________
Методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для конкретных технологических производств и организаций могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно или с привлечением научных организаций. Об указанном сообщено в Письме Минприроды России от 02.12.2020 N 12-50/15454-ОГ "О методиках расчета выбросов".
Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 утвержден Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Перечень методик расчета выбросов).
В соответствии с пунктом 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих), веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422, применение методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.
Согласно пункту 2 Правил, методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Минприроды России не наделено полномочиями по разработке специализированных методик расчета для конкретных технологических производств и организаций.
В этой связи, необходимые методики расчета могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно или с привлечением научных организаций с последующим включением в Перечень методик расчета выбросов.
Природоохранный прокурор
старший советник юстиции
А.А. Лосев