Опомнившись от политических и экономических неурядиц, в начале 1990-х годов политические и общественные деятели России заговорили об экстремизме.
Впервые термин «экстремизм» в России был использован в Указе Президента РФ Б.Н. Ельцина № 1308 от 28 октября 1992 года «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации», где упоминалось об «экстремистских целях» и «экстремистских элементах», однако полного определения этих понятий не содержалось.
23 марта 1995 года вышел Указ Президента РФ № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти по борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». В документе отмечается, что «в Российской Федерации участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма... Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность РФ».
Вслед за этим последовало принятие 19 мая 1995 года Федерального Закона «Об увековечивании Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», согласно которому «Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории… В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах».
После этого вопрос об экстремизме в России был забыт на целых шесть лет. Игнорирование данной проблемы со стороны государства, нашло свое отражение в социальных протестных явлениях, особенно в молодежной среде.
К началу 1997 года в среде Российских скинхедов произошёл гигантский скачек в численности и организованности. Их общее число увеличивается до десяти тысяч человек. В Москве и Санкт-Петербурге появляются довольно крупные группировки. В одной только Москве в 1998 году насчитывалось около 20 объединений. Экстремистская активность бритоголовых приобретает катастрофические размеры, каждый день их жертвами становятся несколько десятков иностранцев.
Появление на Российском пространстве скинхедов – не могло не вызвать появления организаций прямо противоположного толка. В конце прошлого века в России появились филиалы агрессивных международных антифашистских движений. Идеология их противоречит идеологии скинов - неонацистов, но методы не менее экстремистские, хоть и направлены всецело на борьбу с фашизмом и крайним национализмом. Помимо таких традиционных экстремистских групп в Росси возникло ещё одно конфронтальное скинхедскому молодёжное течение.
В середине 90-х годов в Москве возникла первая боевая организация РЭПперов, поклонников афроамериканского течения в музыке. Они называли себя «NIGHT SOLDERS CLAN» («Клан Солдатов Ночи»). С первых же дней своего существования Клан достаточно громко заявил о себе. Им удалось одержать несколько побед в стычках со скинхедами, а так же совершить несколько «акций возмездия», после чего резко сократилось число скинхедских погромов. При активном участии «Клана Солдатов Ночи» на базе их устава был сформирован новый клан «WHITE SMOKE CLAN» («Клан Белого Дыма). Впоследствии из основного костяка Клана отделилось несколько человек, создав самостоятельные ячейки. Количество бойцов в каждой из них колебалось от 10-15 до 20-25 «боевиков». Появились новые, экстремистски настроенные, антифашистские молодёжные сообщества.
В это же время происходит массовое увлечение молодежи различными околорелигиозными неокультами, разрушающими неокрепшую психику (аум синрике, сатанизм, Церковь нового поколения, шамбала и др.). Появляются агрессивно настроенные футбольные фан-клубы, а так же сторонники западных субкультур, таких как «готы», «эмо», «флеш моб».
Следующий акт российского законодательства в этой области был более конструктивным, чем предыдущие – Федеральный Закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, в котором содержались положения, запрещающие формирование и деятельность на территории Российской Федерации партий экстремистского толка.
25 июля 2002 года был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ (с момента издания претерпел пять редакций), который определил понятие и рамки экстремистской деятельности 14.
Согласно последним поправкам, принятым 29 апреля 2008 года к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
-
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
-
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
-
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
-
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
-
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
-
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
-
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
-
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
-
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
-
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
-
публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
-
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
-
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Как видно из выше приведенной дефиниции указанным Законом к экстремизму относятся довольно обширный круг противоправных деяний, попадающих в сферу действий уголовного и административного законодательства.
Вместе с тем, в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации экстремистская деятельность, как совокупность всех указанных действий, упоминается только в одной норме – ст. 280 УК РФ (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Во всех других нормах уголовного законодательства, направленных на противодействие экстремизму, в диспозиции привилегированных и квалифицирующих составов преступлений имеется указание на, так называемые, «экстремистские мотивы», т.е. мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Уголовно-наказуемые деяния, совершенные по указанным побуждениям получили свое название, как «преступления экстремистской направленности».
В соответствии с ч. 2 Примечания к ст. 282.1 УК РФ «Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой ст. 63 настоящего Кодекса».
В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации насчитывается 20 составов таких преступлений.
Совершение уголовно-наказуемых деяний по «экстремистским мотивам» является отягчающим обстоятельством и, следовательно, наказания за них носят более суровый характер.
Так, например, если за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по ч. 1 ст. 111 УК РФ санкцией предусмотрено лишение свободы на срок от двух до восьми лет, то по п. «е» ч. 2 той же статьи, т.е. совершенное по указанным мотивам, санкция составляет от трех до десяти лет лишения свободы.
В административном законодательстве так же предусмотрена ответственность за правонарушения экстремистского характера. Это:
- ст. 20.2. «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»,
- ст. 20.3. «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»,
- ст. 20.26. «Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора»,
- ст. 20.27. «Нарушение правового режима контртеррористической операции»,
- ст. 20.28. «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности»,
- ст. 20.29. «Производство и распространение экстремистских материалов».
В соответствии с Законом «О противодействии экстремистской деятельности», Министерство Юстиции Российской Федерации составляет Федеральный список экстремистских материалов, в который включаются печатные издания, аудио, видео и иная продукция, содержание которой судом признано экстремистским. Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации. Организация, дважды в течение двенадцати месяцев осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.
Важность обозначенной проблемы для целостности и безопасности Российского государства нашла свое отражение в нормативных актах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316 в МВД России был образован Департамент по противодействию экстремизму, который имеет свои структурные подразделения в каждом регионе страны. В компетенцию сотрудников данных подразделений входит выявление и раскрытие преступлений экстремистской направленности, а так же организация и осуществление профилактических мероприятий, направленных на предотвращение массового распространения экстремистских материалов, пресечение деятельности общественных объединений экстремистского толка.
14 Групповой молодежный экстремизм: Криминологическое исследование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право /А. Т.Сиоридзе ; науч. рук. В. Е. Эминов. -М.,2007. С. 17.